Полевчанин Сергей Вараксин вернулся с очередной Вахты памяти под Новгородом
25 лет полевчанин Сергей Вараксин занимается поисковой работой. Недавно он вернулся с очередной Вахты памяти в Мясном Бору.
Каждый год поисковики со всей России приезжают в Великий Новгород, а точнее в Мясной Бор, небольшую деревушку к северу от города. Именно здесь в 1942 году в ходе Любанской операции в кровавой мясорубке погибли многие десятки тысяч советских солдат и офицеров.
– Я в поисковом движении более 25 лет, – говорит Сергей Вараксин, – каждый год езжу в свой отпуск под Новгород. Почему меня тянет сюда? Да потому что я поисковик. Вместе с отрядом «Новгородская кадетская рота» мы поднимаем из земли и выносим из леса останки наших погибших бойцов, возвращаем память о них.
Леса и болота Новгородской области – гиблые места сами по себе. В этих топях и болотах лежит множество человеческих костей, отчего местность кажется ещё более жуткой.
В пяти километрах от Мясного бора в мае 1942 года Вторая ударная армия Волховского фронта выходила из окружения.
– Где-то коридор сужался до 300 метров, – рассказывает Сергей Александрович. – В этом промежуточке люди выходили голодные, раненые, оборванные, с боями пытались прорваться на большую землю. Усеяны эти места в основном костями советских солдат и офицеров. Иногда попадаются останки и немцев, и испанцев... Но в подавляющем большинстве наши. Три года назад на небольшом островке мы подняли 36 наших бойцов, чтобы через 70 с лишним лет «вынести их из окружения».
Каждая экспедиция – это три недели в лесах, жизнь в палатках, еда с костра, пешие походы и долгие, кропотливые раскопки в дождь, промозглый ветер или снег. Главные инструменты – щуп, сапёрная лопата, миноискатель, ножи. И даже если многочасовое копание в земле не даст результата, никто из поисков неудачной экспедицию не назовёт.
– Отсутствие результата – это тоже результат. Мы обычно отрабатываем небольшие участки, 100 на 100 метров. Если никого и ничего не нашли, то слава Богу, – говорит Сергей Вараксин. – Но хотя мы десятилетиями работаем на одном и том же месте, всё равно каждый год находим останки. В эту вахту нашли и подняли девять бойцов, определили по пуговкам, что это наши. 8 мая состоялось торжественное захоронение останков в братской могиле.
Кроме того, поисковики Новгородской кадетской роты нашли личный медальон бойца, оказавшегося уроженцем Свердловской области. Косточки и медальон – всё, что осталось от красноармейца Степана Истомина, уроженца Староуткинска. В медальон вложена записка и пара монеток, что хранил солдат. Останки Степана Истомина и его личные вещи поисковики передали первоуральскому отряду «Пограничник» во время Вахты памяти. Разыскали и родственников бойца.
Как оказалось, 19-летний Степан Ермилович Истомин пропал без вести в 1942 году. В семье он был один из 13 детей. Солдат возвратился в родной Староуткинск. Ещё жива сестра красноармейца, ей 91 год. Дома она ждала возвращения брата с войны. Перезахоронили Степана Истомина 17 июня.
– Больших результатов нет, находим всё меньше останков, это говорит о том, что мы выполняем работу, – считает поисковик. – Ведь мы занимаемся этим не ради количества, а для того, чтобы не лежали в страшных новгородских топях безвестные бойцы. Стараемся очень тщательно искать, чтобы никто не остался в земле.